Авторское описание картины

Эта картина зримо и наглядно свидетельствует собою о весьма благодатном проявлении высоко-духовной и неразрывной связи между человеком и Богом.

И так, по всему, что предлагается здесь к рассмотрению, не иначе как, но только в полном и безусловном согласии с премудрым и всеблагим замыслом Божиим надо поистине духом видеть и разуметь, что на этой картине, как бы в центре всего мироздания, как венец творения Господа, изначально находится именно человек. Которого Он создал «по образу Своему, по образу Божию» (Быт.1,27) и назвал по имени Адам.

И, таким образом, отдавая должное непреложному библейскому факту, что при сотворении человека Господь взял за основу его образа и подобия именно Себя Самого, нам следует привести все наши представления об Адаме и Еве в самое достойное соответствие с этим.

Потому что нет и не может быть ничего лучше и достойнее всего этого для человека, чем данное обстоятельство, по условиям которого он был сотворён Господом именно по образу Божию и по подобию Его!

Так как мы теперь просто обязаны понимать в полной мере, насколько же превосходным и любимым был у Него тогда человек, по сравнению со всеми другими творениями Божиими, а также и то, что из всего этого следует.

Ибо никто иной, но именно они, мужчина и женщина, были поставлены Господом в великой славе пред Ним восседать на «святой горе Божией» (Иез. 28,14), подобно Ему, возвышаясь «над кругом земли» (Ис.40,22).

И, как мы это можем видеть здесь, что Адам и Ева, по возвышенному состоянию своего духа, в полной мере отвечающему их достойному положению, на которое они и были поставлены Господом, изображены в славном облачении из парчи царственных владык Едема  и всей земли.

И, вместе с тем, эти одежды их украшены всякими драгоценными камнями, то есть особыми от Бога дарами – талантами души.

Так у самого Адама, как свидетельство изначальной связи человека с Богом и небесами, одежды небесно-бирюзового цвета. Ибо он, будучи образом Божиим и весьма близким Ему, по своему избранию является сотрудником и представителем высших небесных сил во всей поднебесной и на земле.

Да к тому же Адам от начала имел сердечное устремление в духе к небесному отечеству своему. Так как хотя плоть его и была перстной, но дух его является небесным. Потому что это Бог «дал его» (Еккл.12,7) и поместил в жилище «из брения» (Иов. 4,19).

В правой руке у Адама имеется державный скипетр, и он по праву восседает на вознесённом пред Богом престоле – седалище доверенного управителя земли и всего, что наполняет её.

А на голове у него, как образ особой, данной от Бога царской власти над всеми его подопечными, одета золотая корона – венец, на верху которой, как знак будущих искушений и страданий находится крест.

И на волевом и красивом лице Адама запечатлена строгость и достойное величие мудрого самодержца, верно знающего, на что он призван и Кому он этим служит.

Так что не было в то время над ним никакой и ничьей власти, кроме власти Самого Господа Бога. Ибо Адам был тогда не только в прямом подчинении у Господа, но также являлся единоличным поверенным в делах Божиих и верным и близким другом Ему.

И о том, что Адам был тогда действительно мудр и безусловно совершен «в путях» (Иез.28,15) своих, как видимый образ свидетельствует наличие у него бороды, ибо это был уже не мальчик, но муж.

Так, что являясь мужем не только по своему совершенному возрасту, но также по тому, что был он главою семьи, левой рукой он с нежностью держит за правую руку находящуюся у него «в подчинении» (1-е Кор.14,34) подобную ему жену, главную свою помощницу во всех его правых делах, названную им Ева, которую дал ему Бог, и которой он тогда во всём доверял, как себе самому.

И, таким образом, обратив своё внимание на Еву, мы видим, что в отличие от Адама у его жены одежды изумрудно – зелёного цвета. То есть они имеют цвет земной природы, как прямое свидетельство того, что она всегда имела гораздо более приземлённое восприятие по жизни, нежели её муж Адам. Что, собственно, и стало для Евы определяющим во всех делах, а так же и предназначении, ибо она, как сказано: «стала матерью всех живущих» (Быт. 3,20) на земле.

И не иначе как, но именно на правах жены и помощника владыки Едема и всей земли Ева восседает в равном положении на престоле рядом с Адамом. И на голове её такой же, как у него, знак царской власти золотая корона – венец.

А на груди у Евы, как образ женственности, и как символ любви и целомудренной чистоты, а так же и её характера, изображена алая роза. Так как все, конечно же, знают при этом, что и столь прекрасные цветы, как розы, имеют шипы.

Правая рука Евы находится в руке её мужа Адама, как верный знак того, что она безоговорочно покорна власти над ней мужа, и что она, находясь под его защитой и охранением, полностью отдаёт ему себя всю. Ибо Адам не только тогда, но и всегда, во всей их совместной жизни обращался с Евой «как с немощнейшим сосудом» (1-е Пет. 3,7), отдавая ей честь и должное благорасположение, то есть именно так, как от начала заповедал ему это Бог.

И, вместе с тем, явно выраженный в связи с этим поворот грациозной фигуры и головы Евы в сторону Адама, а так же с любовью и почтением устремлённый на него её взгляд, выражает этим именно то, что всё её внимание и «влечение» (Быт.3,16) обращено к мужу, и конечно же вся её жизнь изначально принадлежит ему одному.

Потому что всё, что имеет она сама, это есть у неё по законному и сонаследному праву от мужа,  которому дал это Бог. При этом левая рука Евы свободно и как бы праздно покоится на подлокотнике её престола.

И однажды случилось так, что Ева, воспользовавшись этой своей свободой и самостоятельностью, будучи прельщённой змеем, на свою беду перевела свой взор (внимания и послушания) с мужа, который есть «образ и слава Божия» (1-е Кор.11,7), на дерево добра и зла. И, протянув руку к нему, увидела, «что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание; и взяла плодов его и ела; и дала также мужу своему, и он ел» (Быт.3,6).

И вследствие этого с Адамом и Евой произошла тогда величайшая трагедия, в которой наступили невероятные перемены, как с ними, так и в них самих. В связи, с чем они и лишились всего, что мы сейчас видим у них на картине.

Так как были они с позором изгнаны с горы Божией на землю, и падение это их было великое. И при этом они сами услышали от Господа в свой адрес подобные этим слова приговора за сделанный ими грех: «смиритесь, сядьте пониже, ибо упал с головы вашей венец славы вашей» (Иер.13,18). Так что всё это действительно случилось с ними в последствии, а до той поры они были так, как мы их видим здесь, сидящими на  престолах своих в дарованной им славе от Господа наверху святой горы Божией в Едемском раю.

Так вблизи от Адама, по правую руку его, находится дерево жизни, и на нём изображены плоды, дарующие вечную жизнь. Ибо три красных плода дерева жизни символизируют Святую Троицу – Отца, Сына и Духа Святого.

И так же близко от Евы, по левую руку от неё, растёт дерево «познания добра и зла» (Быт.2,17). Которое, несмотря на его, как бы хищный изгиб и наличие колючих шипов, действительно необычайно красиво и приятно для глаз и вожделенно. И к тому же, находящиеся здесь только два плода на нём, это как бы по числу тех, кто однажды прельстится на то, что бы скрытно от Господа вкусить эти плоды.

Сама же эта святая гора Божия (Едем) украшена всякими диковинными цветами и россыпями драгоценных и «огнистых камней» (Иез.28,14). И при этом она как бы парит над землёй, имея духовную опору в виде облака, расположенного по всему низу святой горы.

Так вот, духовное значение этой поистине святой горы Божией столь велико, что она, по своей высоте, находится превыше не только всех гор на земле, но так же и видимых звёзд на небе.

 Но и, вместе с тем, эта святая гора имеет определённую физическую связь с землёй в виде узкой лестницы, ведущей снизу вверх. Так что нижний край её опирается на землю, а верхом она касается основания святой горы. Ибо это и есть тот самый, мало кому известный «путь» (Мф.7,14), по которому, для возделывания и управления, нисходили на землю Адам и Ева и восходили обратно в Едем. И который с давних пор и поныне заграждает поставленный  Господом херувим «и пламенный меч обращающийся, чтобы охранять путь к дереву жизни» (Быт.3,24).

Венчает же эту мирную идиллию находящихся в Едемском раю Адама и Евы именно Сам Господь Бог. Ибо Он распростёр в благословляющем жесте Свои руки над всем этим миром, так как «увидел Бог всё, что Он создал, и вот, хорошо весьма» (Быт. 1,31).

И здесь же присутствует радуга, как образ славы и величия Божия, а так же и верный знак того, что сказано в Библии: «Я полагаю радугу  Мою в облаке, чтоб она была знамением завета между Мною и между землёю» (Быт. 9,13).

И так же ещё мы видим здесь Духа Божия, Который сходит, как голубь, и ниспускается на соединённые руки Адама и Евы. Ибо это Бог искони благословляет и освящает Своей благодатью семейный союз мужчины и женщины, навечно соединив их священными узами брака.

Так что именно в этой связи и было сказано Господом нашим Иисусом Христом: «в начале же создания, Бог мужчину и женщину сотворил их. Посему оставит человек отца своего и мать  и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью; так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает» (Мар. 10.6-9).

Таким образом, когда Адам и Ева в чистоте сердца обращались к Богу и следовали всем Его заповедям и постановлениям, то составляли с Ним единый, возвышающий их к Нему святой треугольник, основанием которого были они, а вершиной Господь.

Но в дальнейшем, после того, как они обратились от Его святых заповедей к тому, что внушил им коварный обольститель, то у них получился уже иной треугольник, который низринул Адама и Еву из блаженного рая на грешную землю.

Так вот, именно так и пострадали они тогда из-за того, что сами разрушили «ограду» (Еккл. 10,8) Божию, надёжно отделявшую их от всех уже появившихся соблазнов мира сего, которые были собственным порождением духа лукавого змея.

И в связи с этим здесь надо так же сказать, что в то время, когда это случилось с ними, то сама Ева гораздо меньше расстраивалась и переживала о потере рая, нежели её муж и Праотец наш Адам.

Ибо она, утешая плачущего по раю Адама,  то есть скорбящего прежде всего о его потере близкой дружбы с Богом, примерно так говорила ему: «ты всё ещё так сильно любишь Бога, что не можешь отвыкнуть от рая и забыть Его? Однако можно ведь прожить и на земле без всего того, что мы прежде имели от Бога в раю».

И такое её поведение явилось продолжением того, что Ева и прежде-то, несмотря на столь высокое своё положение, была ещё недостаточно твёрдой в вере и любви к Богу. И поэтому она оказалась вполне способной на то, чтобы подпасть под обольщение духа лукавого змея и, как следствие, пренебречь запретительным словом святых уст Его.

Так что именно с тех пор, как это и бывает по части врождённого у потомков наследования от родителей, все сыны человеческие доныне делятся на два вида.

На тех, которые обладают генетической памятью о небесном своём отечестве (рае), получив это по линии от Адама, тем что имеют в сердце необъяснимую грусть и особое притяжение к Богу и небесам.

И так же тех, которые унаследовали это от Евы, так что хотя и слушают слово о Боге «но, отходя, заботами, богатством и наслаждениями житейскими подавляются» (Лук. 8,14).

Но, и, вместе с тем, кроме этих двух видов есть ещё и такие, – это те, которые «от лукавого» (1-Ин.3,12), для которых, всё это, бывает, не только совсем безразлично, но, порою, они оказываются очень даже враждебно настроенными к Богу и небесам.

И поэтому, именно в нижней части картины, согласно изначальному устроению Божию, и в подобающем этому месте, как следует об этом всем нам понимать и разуметь, изображена земля и этот мир.

И здесь же  на переднем плане, как бы в чине князя мира сего, находится тот, в котором от начала его сотворения обитает дух того, о котором впоследствии было сказано так: «великий дракон, древний змей, называемый диаволом и сатаною» (Отк.12,9).

Да и в самом начале вот что Библия довольно нелицеприятно о нём говорит: «змей был хитрее всех зверей полевых, которых создал Господь Бог» (Быт. 3,1).

Потому как все создания Божии по своему виду весьма отличаются друг от друга, ибо каждый имеет своё «тело» (1-Кор. 15,38) в котором живёт его собственный дух.

И поэтому нам следует знать и разуметь, что Бог сначала создал тело змея и затем поселил в него дух, который в дальнейшем сам, по делам своим, сделался диаволом и сатаною. Так вот, этот змей , который был хитрее всех зверей «полевых» (Быт. 3,1) – читай мировых, изображён здесь на поле, а в данном случае «поле есть мир» (Мф.13,38), в виде пресмыкающегося зверя, имеющего так же и чёрные крылья.

Эти крылья явным образом свидетельствуют о нём то, что он духом способен к горделивому превозношению над теми, кого ненавидит сам.

Ибо весь этот вид его говорит сам за себя, что он весьма хитёр и невероятно коварен. Да к тому же именно он является безусловным олицетворением и властителем мира тьмы, о чём собственно, как образный этому знак, и полумесяц указывает.

И он же сам есть «лжец и отец лжи» (Ин.8,44), для чего к точному пониманию этого и был изображён на картине у змея раздвоенный длинный язык. Так как это он, самым коварным образом, солгал Еве про то, что они не умрут, если нарушат заповедь Божию, и этим довёл их до гибели.

Так было, что Ева, находясь под обольстительным наваждением змея, сумела найти такой подход к своему мужу Адаму, что смогла убедить его и в столь несусветной лжи.

Потому как он, всегда доверяя ей, на свою беду именно в этот раз поверил жене в том, что было в ней отнюдь не от Бога, а от духа лукавого.

Ибо она, тоном не терпящим никаких возражений, очень даже настойчиво внушала тогда своему мужу желание отведать запретных плодов, и говорила ему: «вот, я ела, и ничего, – жива, значит верно, сказал змей: «нет, не умрете, но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло» (Быт. 3.4,5).

И, чтобы не расстраивать и не обижать свою любимую жену, Адам, несмотря на то, что это было против его внутреннего убеждения, всё ж таки уступил её желанию и согласился принять из её руки плоды с дерева познания добра и зла, которые она предлагала ему, «и он ел» (Быт. 3,6).

И, таким образом, вот к чему их привело именно то, когда глава семьи и царственный владыка Едема позволил своей жене его «учить» (1-е Тим. 2,12), да ещё тому, чему «не должно» (Тит. 1,11).

Так как его жена к тому времени, как это случилось, в каких-то житейских вопросах мало помалу стало уже властвовать над мужем. И в результате этого, что с ним тогда не мог сделать змей, то сделала его жена, потому что «не Адам прельщён, но жена, прельстившись, впала в преступление» (1-е Тим. 2,14).

В связи, с чем надо прямо сказать, что главной причиной побудившей духа тьмы начать строить козни против Адама и Евы, была именно зависть его к славному совершенству и превосходству над ним человека. Тогда как мотивация этих действий его была в том, что он задумал вернуть себе прежнее самомнение о своей власти и первенстве в этом мире, которое было у него до Адама. Ибо князь мира сего не захотел принять и признать над собой царскую власть Адама.

И в результате этого древний змей тайно в сердце воспротивился Божию «установлению» (Рим. 13,2) об Адаме, которого Он не только поставил верховным владыкою над всеми тварями земли, но и подвинул, таким образом, на второстепенные роли того, кто прежде считал самого себя первым.

Однако  он тогда ещё не стал открыто бунтовать против высшего себя  Адама, но именно хитростью и  коварством  добился  своей  победы  над  ним.

И это так же ещё и для того змею надо было, чтобы в дальнейшем он уже мог о самом себе, с горделивым надмением хвастуна, Сыну Божию вот что сказать: «Тебе дам власть над всеми сими царствами и славу их, ибо она предана мне, и я, кому хочу, даю ее» (Лук.4,6).

Потому как до появления царственного Адама змей считал самого себя первым над всеми во всём этом поднебесном мире. Так что когда он впервые увидел Адама и узнал, над чем поставил его владыкою Бог, то сразу горько позавидовал всем достоинствам Адама, которыми наделил человека Господь.

И поэтому змей, как это видно здесь на картине, ещё только завистливо смотрит на Адама и Еву, но при этом тайно в сердце своём против них уже строит «ковы» (Иер.9,8). Ибо змей и Бога тогда не боялся, то есть не имел чистого страха пред Ним, и также царственного Адама не чтил. А не боялся Бога древний змей именно потому, что так и не познал он Его своим сердцем, погружённым во тьму.

И, вместе с тем, этот змей, не имея в себе ни днём ни ночью покоя, извиваясь от будоражащих сердце его чёрных мыслей против Адама, изогнулся здесь как бы в знак интеграл. Что, кстати, в нём как раз и свидетельствует о том, что во всех дальнейших делах своих этот дух тьмы повёл себя так, что сердце его, само по себе, окончательно превратилось в бесконечное зло, где ему уже нет ни конца, ни начала.

Так что когда он ещё только намеревался начать действовать напрямую против Адама, то в это время был рядом с человеком Господь, и поэтому ничем и никак у змея не получалось ему навредить. И тогда этот обольстительный дух тьмы и князь мира сего стал искать возможность погубить царственного владыку Едема и всей земли через жену. Чем скоро уже и достиг своей цели, доведя до падения того, кто был несравненно превосходнее и выше его, и кому он сам в то время так сильно и горько завидовал.

И поэтому, когда змей увидел лишённого славы и величия изгнанного из Едемского рая Адама, который был образом и подобием Божиим, то чёрная гордыня его тогда невероятно в нём возросла. Так что он дошёл уже до такого верха безумства, что в притязаниях нечестивого сердца своего стал превозноситься даже и до святых высот неведомого ему Небесного Царства.

В связи, с чем и появилось в этом мире, среди философов и богословов, всеобщее и давнее заблудное учение  о том, что якобы тот дух тьмы, который изначально известен нам в образе древнего змея, так называемый диавол и сатана был некогда самым первейшим и сиятельным Ангелом Божиим.

Тогда как на самом деле этот дух, изначально не являясь Ангелом света, никогда не бывал не только в Едемском раю, на горе Божией, но и тем более там, где «в неприступном свете» (1-е Тим. 6,16) обитает Сам Господь Бог со святыми Ангелами силы Его.

И, таким образом, по этой картине мы можем теперь не только увидеть воочию, но так же и духом познать и уразуметь, насколько же, безусловно, превосходнее были Адам и Ева в этом своём первоначальном соответствии царственных владык Едема и всей земли по сравнению с древним змеем, который является князем мира сего.

И, это их величие не есть своё собственное, как если бы это было у них от гордыни их, но дано оно было Адаму и Еве от Господа. Так что именно из-за такой, видимой нами разнице змея с Адамом и Евой, он тогда им позавидовал и весьма озлобился против них.

Исходя из чего и был здесь открыто представлен для всеобщего внимания в таком виде тот самый, сокровенный, тончайший, возвышенный духовный мир Едемского рая.

Об истинной сути которого и до нынешних дней многие из потомков Адама и Евы «ушами с трудом слышат, и очи свои сомкнули, да не узрят очами, и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем» (Ис.6,10). И это всё именно так потому происходит с ними, что не способны они о духовном «судить духовно» (1-Кор.2,14).

В этой связи о том, в каких формах может проявляться такая неспособность среди сынов человеческих к духовному разумению, всё подробно исследовано и объяснено в моей книге «Кто мы,  – дети Адама или наследники Хама?»

И показать это следует на примере того, как  призванное     для решения немаловажных задач по достойному освещению библейской темы об Адаме и Еве всё мировое  изобразительное  искусство оказалось не в состоянии духовно о том свидетельствовать и праведно судить.

Logo_Русскоязычный логотип копия